Команда Autotourist.kz
Вот и настало время поведать всем читателям о том, как это было. Напомню, что автопробег «Казахстанские километры: Идём на Восток!» проходил с 22 по 31 мая 2015 года.
За 10 дней команда пробега из 3 человек (1 пилот и 2 штурмана) на автомобиле Daewoo Nexia N150 преодолела 5500 км по Казахстану.
Автопробег проходил в поддержку проекта Autotourist.kz. Кроме того, мы хотели в очередной раз доказать, что путешествовать, в том числе и по Казахстану, можно и нужно даже на обычной гражданской легковушке. Напишу, забегая вперед, цели, и задачи достигнуты в полной мере.
Маршрут составлялся так, чтобы в сжатый срок успеть пройти как можно больше интересных природных и климатических зон и посмотреть различные пейзажи Казахстана.
Стартовал экипаж в Караганде, а дальнейший путь выглядил следующим образом: Павлодар — Семипалатинск — Усть-Каменогорск — Риддер — с. Поперечное (у границы РК и РФ) — Зыряновск — с. Солдатово — Катон-Карагай — Курчум — с. Аманат (берег озера Зайсан) — город Зайсан — с. Карасу — с. Тарбагатай — Аягоз — Ушарал — Акши — Талдыкорган — Алматы — Чарын — Балхаш — Караганда.
Повествующих на этот раз будет двое: пилот автопробега Михаил и один из штурманов Андрей. Пилот, как и обещал, сухо и четко передаёт хронологию поездки, а штурман вдаётся в некоторые художественные изыскания. Кроме того, текст снабжён небольшим количеством интересных фотографий. Так что, отчёт получился разносторонним.
Рассказ о каждом последующем дне поездки будет добавляться по мере готовности видео путевых заметок.
ДЕНЬ 1
Михаил
Выезд около 5 утра. Начало дороги Караганда — Павлодар после весенних паводков ещё закрыта, поэтому выезжаем на Каркаралинск. После Петровки уходим налево и выезжаем на павлодарскую дорогу. До Молодёжного качество покрытия показалось лучше, чем осенью прошлого года. Да и дороги сейчас в самой Караганде ужасные, после них готов почти ко всему. За Молодежным начинается отличная дорога до Шидертов. Никогда не видел там «гаишников». На Шидертах делают новую развязку с мостом — видимо ответвление от будущего автобана Астана — Павлодар. В этом же населённом пункте всегда на чеку пост дорожной полиции.
После Шидертов перед Павлодаром начинают появляться очаги строительства магистрали. Завтракаем перед Павлодаром в кафе «Сытый путник» — по правой стороне от дороги. Павлодар проезжаем по городу.
Начало дороги на Семипалатинск в целом терпимое, но встречается гребёнка, внезапные выбоины и наслоения от старых ремонтов. Ближе к половине пути начинает встречаться самый популярный знак — неровности на дороге с пометкой в 3 км. Через 3 км он стабильно обновляется вплоть до самого Семея. Километров за 70 до города начинается очередной ремонт с весёлыми объездами через лес по песку. Семей также проезжаем через город.
После Семея километров через 80 начинается вполне приличная дорога. Доезжаем до поворота на горы и озеро Дубыгалы (оно же озеро Окуньки).
На озере есть бесплатная часть около въезда, зона отдыха с капитальными строениями и платная часть с берегом и возможностью заночевать в вагончиках и контейнерах. Въезд на платную часть пляжа стоил нам 500 тенге за машину. Не смотря на весеннюю пору и не очень жаркий день, по берегам озерца мы насчитали около 4-х компаний туристов. А утром понаехало великое множество рыбаков. Пейзажи очень приятные. Деревьев почти нет, но скальные стенки впечатляют. Вода чистая на вид, была ещё холодной, поэтому не купались. По берегам много лягушек — кваканье стоит постоянно.
К месту ночёвки прибыли около 8 часов вечера. За день прошли примерно 920 километров. В пути около 15 часов. Ночевали в палатках.
Андрей
Идея пробега по восточному кольцу зрела давно. Я даже рассматривал вариант перемещения по этому маршруту на автобусах и даже подбивал стоимость билетов и начал налаживать контакты с местным населением.
Но случилось всё совсем по-другому. Ехать предстояло на автомобилях. Планировался пробег в поддержку проекта Autotourist.kz (официально) и с целью доказать мощь корейского автопрома (неофициально). Корейский автопром в лице «Бегемота», как ласково обзывается мой Санта Фе, выбыл из участников. Ещё в начале мая по дороге на Боровое приказал долго жить генератор Валео. Натурально сгорел, пусть без открытого пламени, но дымился знатно. Инженеры Валео, вряд ли вы читаете эти строки, но всё равно привет вам! Попытки оживить пациента ни к чему не приводили, в сроки эта процедура не укладывалась. Остался один боец – отважная Нексия, которой предстояло защитить честь всего корейского, ладно-ладно, переплетенного в интернациональном экстазе корейско-немецко-узбекского.
Отпуск выписан, отгулы взяты, время старта назначено. Двадцать второго мая, ещё затемно, часа в четыре, сонный экипаж в салоне автомобиля. Идя против всех наклеек «Идём на восток!», что развешаны на машине, берём направление на север. Первая цель – Павлодар. Описание самой дороги можно опустить, дорога как дорога. Тормознули первый раз в районе Петровки, достали аппаратуру в виде микрофона и камеры, приступили к снятию первого видео. Ведь создание фильма это одна из попутных целей нашей поездки — дорожные заметки, съёмки которых станут нашим развлечением на ближайшие десять дней.
Кстати, извиняйте, не представил всех. Капитан нашего дорожного крейсера Миша, главный вдохновитель автотуристов если не всего Казахстана, то точно центральной его части. Он же главный водитель, он же главный ведущий будущих путевых заметок и вообще замечательный человек. Его отважная и красивая жена Оля, которая согласилась разделить с нами все тяготы и лишения автомобильного путешествия. И ваш покорный слуга, в роли балласта, чтобы чуть нагруженная машина шла помягче. Место штурмана занимали по очереди, следили за дорогой. Какая главная задача штурмана, когда не сидит в телефоне и не выискивает маршрут или не высматривает сверток с дороги? Правильно! Болтать с водителем, развлекая разговорами и иногда тыкать пальцами в горизонт, отвлекая того от дороги. Смех смехом, а разговор с водителем, который проехал километров так пятьсот и сейчас пилит по ночной дороге – вещь обязательная. Отвлекает от мыслей о сне.
Дорога до Павлодара. Снимаем трубу Экибастузской ТЭЦ, самую высокую в мире. Знай наших! Поём «Мама ама криминал» и слушаем отборный русский гангста-рэп, который волей злого рока оказался на флешке. Ей-богу, Круг или Шуфутинский лучше в меня заходят.
Под Павлодаром пришло время перекусить. В качестве места выбрали «Сытый Путник», и не прогадали. Нормальные цены и весьма достойная кухня. Вообще питание в этой поездке — это отдельная песня. Объедались как бобики.
Теперь пилим дальше. Сквозь город и на Семипалатинск. Дороги пока весьма терпимые и даже неплохие. Это пока. Обилие знаков «Неровности на дороге» по пути в Семипалатинск зашкаливает. Трудолюбивые дорожники втыкали их каждые три километра, вместо верстовых столбов, видимо. Но это так — ямки. И предугадать приближение действительно большой колдобины легко – заканчивается разметка на дороге.
Пейзаж за окном причудливо меняется. Наш родной мелкосопочник переходит в скучную экибастузскую степь, ближе к Иртышу побольше деревьев. А перед Семипалатинском начинаются перелески. Чтобы автолюбители смогли прочувствовать всю красоту этих мест, трасса закрыта на ремонт, а объезды пущены как раз по лескам. Жара, пыль до неба и сосны.
Семипалатинск проезжаем насквозь без остановок, теперь едем до места ночёвки. Озеро Окуньки было выбрано не просто так. Красивое место по пути в Усть-Каменогорск. Не знаю, кто назвал его Окуньками или Дубыгалинским, в моей памяти это озеро навечно останется Лягушачьим. Популяция этих медногорлых тварей на квадратный метр берега зашкаливает. Успокаивающее кваканье превращается в дикий ор сотни глоток на разные тона, причём создается впечатление, что все жабы расположились у тебя в палатке. Оля в сумерках сумела отыскать место скопления дров (талант!) и только благодаря этому у нас был небольшой костерок.
С готовкой не заморачивались, просто съели две банки тушенки, и запили кофе. Дабы согреться в пути, да и вообще, я прихватил с собой фляжку с виски. Пара капель в кофе на природе – чудесный напиток выходит. И в голову «даёт» после 900 километров дороги не слабо.
Первый день путешествия заканчивался в палатке под нестройное кваканье хора лягушек. Погода, красивое место и общие впечатления первого дня были отличные. Завтра новый день и новые километры.
ДЕНЬ 2
Михаил
Выезжаем на трассу к 9 утра. Часам к 11 уже в Усть-Каменогорске. Дорога хорошая. В Усть-Каменогорске дорожная полиция бдит, пристёгнуты ли задние пассажиры. У нас пристёгнуты все и всегда! В городе встречаемся с ребятами, посещаем стрелку двух рек. В обед выезжаем в Риддер. Качество дороги похоже и на путь от Караганды до Молодёжного и на начало трассы Павлодар — Семей плюс очень большие и резкие перепады высот. Ровно по середине пути обедаем в кафе «Ульяна» — очень вкусные шашлыки.
От Усть-Каменогорска до Риддера 120 км. Весь путь проезжаем часа за 3 с остановкой на обед. В Риддере нас встречает дружный коллектив автомобильного сообщества. Хлеб, соль — натурально! Пьём чай с ребятами и катим дальше до села Поперечного. 40 километров далеко нелучшего грейдера. Плетёмся на второй передаче. В Поперечном тоже про асфальт ничего не знают. Пейзажи уже совсем алтайские. Ночуем в гостевых комнатах в домике у местных жителей по 2200 тенге с человека.
За день прошли около 230 км.
Андрей
Новый день начался с уже привычного кваканья лягушек. По сравнению с ночью зеленые изверги немного успокоились, но всё еще надоедали. Небольшой завтрак из разведённой пюрешки, зеленый чай и в дорогу. До Усть-Каменогорска добрались без приключений, разве что проехали мимо разрушенного паводком моста. В Усть-Каменогорске у какого-то университета с техническим уклоном остановились и стали ждать ребят. Автотуристические единомышленники Алексей и Костя приехали к нам на встречу. Немного поговорили, съездили вместе на стрелку. Это место такое, где две реки сливаются. Я, конечно, понимаю, что вы именно так и подумали, но на всякий случай поясняю. Оля показала настоящий мастер-класс по наклеиванию наклеек на автомобиль. Оклеиванию были подвергнуты мазда и зеленая «копейка» боевой наружности. Дальше был Риддер.
Восточный Казахстан — это вообще отдельная песня. Мне кажется, даже трёх месяцев не хватит, чтобы полностью насладиться всем краем. Вообще наш Казахстан разный – и степи, и горы, и леса, а вот восточная его часть разная в квадрате. Дорога до Риддера хорошо запомнилась, живописная и очень необычная. Наши горки по дороге в Каркаралинск показались детскими забавами по сравнению с подъёмами и спусками дороги на Риддер. Большая горка – это когда в начале спуска ты не видишь, что твориться на самом дне «ямы». А там может оказаться фура, например. На этой дорожке надо сборную по велоспорту тренировать, вот моё мнение. А то ездят, видишь ли, по ровной степи рядом с Карагандой. А так всех порвём.
На полпути остановились у родничка поесть. Дело в том, что у родничка стояло хорошее кафе «Ульяна», которое мне советовали как очень вкусное место. Не обманули, и окрошка и шашлыки там весьма достойные, а вид открывается вообще чудесный. С этого места мы начинаем натуральным образом удирать от грозового фронта.
Переиграть могучую погоду, естественно, не удалось. Мало того, что она нас догнала и облила, так дождь ещё вырвался вперёд и поджидал нас дальше. И вот в эту непогоду, подъезжая к Риддеру, мы увидели большую группу машин. Человек двадцать вывалилось нас встречать под проливным дождем, да ещё с хлебом и солью. Лично я был ошарашен и поражен до глубины души. Впечатления самые приятные от Риддера, людей, природы, да и вообще всего. Отлично провели время в небольшом кафе за чашкой чая с шоколадкой, поговорили и ребята проводили нас на выезд из города, на север.
Как-то, готовясь к поездке, подыскивая места для ночёвок, я наткнулся на село Поперечное. Созвонились с хозяйкой гостевого домика перед выездом, и нас уже ждали. Сразу за городом начинается суровый грейдер с камнями, но, смотря вокруг, ты готов по нему ехать дальше. Пейзажи кругом это что-то невероятное, хочется смотреть и смотреть, переводить взгляд с леса на снежные шапки гор, а с них на горные речки и ручейки со звенящей водой. Интересно, что чётко прослеживается отличие северной от южной сторон горных вершин — все они обильно покрыты лесом с северной и лысы как коленка с южной. Если кто-нибудь может объяснить сию природную тайну, прошу отписать в комментариях.
Уже ближе к вечеру мы добрались до села Поперечное. Это село идеальное место для человека, который хочет убежать от городской суеты. Пусть по селу без резиновых сапог ты не сможешь далеко уйти, пусть удобства на улице, а стульчак подбит мехом на случай лютых морозов. Это всё не главное. Тишина, спокойствие, умиротворение, неспешное течение жизни и хрюшки, которые не стоят по загонам, а мирно пасутся на травке у окраины села. Какая-то особая атмосфера в этой окруженной горами деревне. Словами не объяснить, надо побывать и прочувствовать.
Гостевой домик за символические две тысячи тенге, приветливые и добрые хозяева, деревенская еда. Нас угощали пирогами, драниками, вареньем с ревнем и земляникой, душистым чаем из горных алтайских трав. А на закуску у нас была баня.
Эти края не похожи ни на одно место, которое мне довелось видеть в Казахстане. Вердикт может быть только один – побывать здесь надо обязательно, хоть раз в жизни. Жалеть не придётся.
Продолжение следует…
Фото из архива группы
Комментарии читателей статьи "ФОТОПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ «КАЗАХСТАНСКИХ КИЛОМЕТРОВ», 1-2 ДЕНЬ"