Лучше гор - только горы,По родному краю,Увлекательное рядом
Тулеген ЕСИМОВ
Словно бы в награду за часовой подъем по доселе незнакомой мне тропе в ущелье Ким Асар, стала встреча с заброшенным гусеничным транспортером-амфибией…
Эта, почти 12-ти метровая стальная махина с гусеницами стояла на высоте более 2000 метров, на горном хребте. Хотя стихия данной машины — водоемы и реки, по которым ей предназначено перевозить грузы, технику и людей.
Кроме узкой и, местами, очень крутой тропы дорог сюда нет…
С точки, где находится транспортер, открываются уникальные виды гор Заилийского Алатау, а точнее, всего того, что находится в Малом Алматинском ущелье…
Вот пик Абая, под которым расположен знаменитый Чимбулак. Горнолыжная база за этим хребтом с елками…
А вот гора Фурмановка (пик Фурманова) — любимое место восхождений многих горных туристов Алматы…
А это, не менее популярная среди туристов гора — Кумбель, у подножья которой расположено урочище Кок-Жайляу…
Отдышавшись и полюбовавшись горами, можно тщательно изучить военный раритет.
Позже, из интернета я узнал, что машина называется «Гусеничный плавающий транспортер ПТС-М». Гусеницы позволяют двигаться по бездорожью и уверенно входить в воду, почти в любом месте.
А уже в воде вступают в работу два водометных двигателя.
Два винта, на которых еще имеются и рули, позволяют ПТС-М плыть со скоростью до 10 км/час. На суше ПТС-М может разгоняться до 40 км/час, если на борту нет груза. А груженным он едет по земле со скоростью 25-27 км/час…
Из этого короба, что находится на кромке борта выбрасываются выхлопные газы. Это гарантия того, что в выхлопную трубу не попадет вода.
На суше ПТС-М может перевозить до 10 тон груза, а по воде до 5 тонн. При этом расход топлива — на суше 150 литров (!) на 100км. А при движении по воде — 50 литров в час.
Довольно-таки неудобно взбираться на борт машины. Надо цепляться за вот такие ручки и упираться носками обуви в специальные ниши на борту.
А экипажу ПТС-М, чтобы попасть в кабину, вообще надо подняться на крышу и через люки, буквально падать на сиденья.
Думаю, что этой машине лет, эдак 40-50… Но железо еще крепкое, почти без следов ржавчины!
В кузове (или платформе) за кабиной можно было спокойно перевозить грузовой автомобиль, орудие, боеприпасы или взвод солдат…
Однако, надо сделать небольшой перерыв — все-таки в горах находимся…
По фильмам и публикациям СМИ не раз видел, как такие машины, участвовали в спасательных операциях, при наводнениях, разливах рек. На ПТС-М переправляли людей, животных, домашний скарб… Для чего вездеход-амфибия в горах? Думаю ее доставили сюда для расчистки горных склонов от поваленного, майским ураганом 2011 года, леса…
А вот как попала высоко в горы многотонная махина, туда, где и по тропинке пройти сложно — вопрос?! Вертолетом это сделать не возможно — вес ПТС-М почти 18 тонн. Вертолет может поднять максимум 5-7 тонн, а в горах и того меньше — воздух разряженный.
В следующий раз постараюсь узнать о машине на хребте у лесников Ким-Асара…
горы Казахстан, Заилийский Алатау, Малое Алматинское ущелье, ущелье Ким-Асар
Прекрасная погода, прекрасные виды, прекрасный рассказ. И экспонат необыкновенный. Мы когда на Иссык-Куль ходили, на перевале тоже старая дорожно-строительная техника была. Каково техническое состояние ПТС-М? можно ли его оттуда убрать своим ходом? Или останется памятником?
А чего это пост на главной растянулся так?
А это редактор увлёкся интересным материалом и забыл опубликовать пост как надо 🙂