Максим ЛЕВИТИН
Места здесь буквально пропитаны историей. Чиликтинская долина расположена примерно в 100 км южнее оз. Зайсан, между хребтами Монрак и Тарбагатай, на высоте 1300—1500 м от уровня моря.
Чиликтинская долина
Примерно посередине долины, у центральной усадьбы бывшего совхоза «Чиликтинский», находится самый большой могильник, состоящий из 51 кургана, растянувшийся на 8 км общим направлением северовосток-югозапад.
Эти места чрезвычайно благоприятны для скотоводства и издавна служили превосходными пастбищами для кочевников. Мягкие зимы, невысокий снежный покров, отличные сенокосы и достаточная орошаемость ценились кочевниками уже в глубокой древности, о чем свидетельствуют огромные курганы. Учёные считают, что курганные могильники эпохи ранних кочевников всегда находятся в районах зимних пастбищ и никогда на летних. Это и понятно, так как именно зимние пастбища обеспечивали сохранность стада. На них и устраивали могилы предков, чтобы закрепить эти пастбища за собой.
Пионером археологических исследований Чиликтинской долины стал чиновник особых поручений при Степном генерал-губернаторстве А. П. Плахов. В 1899 г. он взял от Археологической комиссии 100 рублей на раскопки большого кургана в Чиликтинской долине. Комиссия потом долго и безрезультатно разыскивала Плахова, который не отчитался в полученной сумме, но так и не нашла.
Первая системная археологическая разведка Чиликтинской долины была проведена Восточно-Казахстанской экспедицией ЛОИА АН СССР в 1949 г. Тогда был раскопан в центральном могильнике один курган, в котором были найдены золотые бляшки, выполненные в скифо-сибирском «зверином стиле», и другой материал, относящийся ко второй половине V в. до н. э. На украшениях был изображен снежного барс. Последний снежный барс в Чиликтинской долине был убит в 1958 г. Также встречалось изображение тигра, водившегося еще в XIX в. на оз. Зайсан.
Особенно часто встречаются изображения маралов, лошадей и архаров. Известный иранист В. И. Абаев высказал осторожное предположение, что марал может быть тотемом саков, поскольку оба эти слова в древнеиранских языках звучат одинаково (САК) и являются, по его мнению, самоназванием скифов.
Распространение схожих изображений маралов и архаров на обширной территории от Алтая до Западного Тянь-Шаня лишний раз указывает на большое единство культуры и идеологических представлений у ранних кочевников, что и естественно при частых их передвижениях на большие расстояния.
Главными современными символами нашей страны являются беркут и снежный барс. Но по количеству сохранившихся изображений олень, архар и лошадь занимали в культуре древних жителей Центральной Азии самые почётные места. Приручение лошади положило начало кочевой культуре, а архар, являясь родоначальником домашних баранов обеспечил не только пищевые потребности кочевников, но и дал им шерсть. Также как тысячелетия назад горные бараны спасали людей от голода и холода, сейчас этот сверхценный возобновляемый природный ресурс при разумном использовании может служить удовлетворению жизненных потребностей населения отдаленных районов.
Итак, пора в дорогу.
Зайсан. Гостиница. Июль 2015.
…. Мы сидим на вершине раскопанного кургана и, раскрыв рот, слушаем Фемистокла Жунусова о былом величии и славе Чиликтинской долины.
За 2300 лет до того, как американские отцы пилигримы построили первую хижину на берегах пустынной реки Потомак, за 1800 лет до того как Иван Калита избрал деревушку Москва для столицы своего маленького княжества, за 600 лет до того, как Цезарь перешел Рубикон и родился Иисус Христос здесь у подножья Саура и Тарбагатая вожди саксих племен решали судьбы тогдашнего мира.
Рядом с курганом символическая картинка. Из упавшего гнилого ствола ивы, прорастает десяток молодых крепких деревьев.
Корни старого ствола сгнили изнутри и утратили связь с почвой. Первый же весенний шторм повалили старого великана навзничь. Старику чабану, что провел долгую жизнь под тенью старой ивы, было жаль смотреть, как погибло дерево, под которым он родился.
Но жизнь продолжается. Сквозь труху пророс сразу десяток молодых стволов. Каждый из них цепко держится за родную почву и может противостоять ветрам. Не всем из этих молодых деревьев суждено выжить.
Одни поломает подошедший почесаться бык, в другое ударит молния, третье зачахнет в тени своего более ветвистого собрата, но одному из этих деревьев наверняка суждено превратиться в могучую иву, под сенью которой будет играть еще не одно поколение чабанов.
Продолжение следует
Фото автора
Комментарии читателей статьи "УВИДЕТЬ КАЗАХСТАН И УМЕРЕТЬ! ЧАСТЬ 2"