Денис КОТ
Летом прошлого года организовалась длительная командировка (месяц) в ЮКО. По делам связи. Цель командировки: вдоль Транссиба по линии Туркестан-Сарыагаш заменить старое советское оборудование на современное. Предстояло проделать путь — Алматы-Туркестан-Арысь-Сарыагаш-Шымкент-Тараз-Алматы (свыше 4000 км). Экипаж 3 человека: 2 связиста и водитель (я). Загруженность машины, не считая людей — 150-300кг. Оборудование, вещи, инструменты. Большой разрыв в весе связан с периодической подгрузкой и расходованием оборудования.
Итак, в начале июня, на Делике, мы выехали в ночь из Алматы. Утро встречаем уже на трассе. Трасса Западный Китай – Восточная Европа – шикарная (правда, местами еще не достроенная). Дорога имеет отличное бетонное покрытие и разделительный барьер. Подъемы, спуски и повороты сделаны плавными. Есть стоянки для отдыха. По сравнению с тем, что здесь было 3 года назад – небо и земля.
Перед Туркестаном нас застал дождик. Явление в это время года здесь довольно редкое. Видимо к удаче. А дождик, с переменами, лил почти неделю.
Подъезжаем к первому пункту назначения. Время в пути составило около 12 часов. С парой «зеленых» остановок и одной на обед. Расход ДТ колебался в районе 12 литров на сотню. Скорость 110-90 км/ч. В поселках, сквозь которые проходит трасса, бывают радары на треноге. Поэтому необходимо соблюдать скоростной режим — не более 60. Кстати, скорость в поселках нужно держать до самого выезда, радары часто стоят возле знака «конец населенного пункта». И если не соблюдать – на выезде, вас ждет, радушие гаишников. О засаде, морганием фар, предупреждают не часто. В основном «дальнобои». Я как-то поморгал одной Газельке, едущей без ближнего света. Он поблагодарил, включил свет. А потом я на его боку прочел – «Полициясы». Курьез.
Туркестан
Остановились на несколько дней в этой гостинице. Кстати здесь очень хорошая кухня. Не все правда, что в меню указано, есть в наличии, но очень вкусно.
По городу катаются забавные автобусы. Есть ли в них Вай-Фай на самом деле – не знаю.
Времени посетить достопримечательности Туркестана, к сожалению, у нас не нашлось. Работали.
И вот началась долгая дорога вдоль линии связи и замена оборудования. Такие две современные стойки заменяют вот такой огромный зал из 8 рядов по 4 метра в ширину.
Вот оно чудо советской инженерии, зал связи способный выдержать электромагнитный импульс ядерного взрыва, здесь все простое и надежное электро-механическое, никаких транзисторов и микросхем
Обычная загрузка машины перед выездом, еще пару баулов и коробок закинем и дверцу можно закрыть.
В поселках вода привозная или из опреснителя, т.к. грунтовые воды для питья не пригодны. Попытка помыть машину окончилась белесыми разводами на ней. Соль.
Из такой колонки воду используют для технических нужд
А питьевая вода получается из опреснителей
Вот такая оригинальная колонка
Домик для раздумий, собран из частей вагонов. Там пять осинников, поэтому сидеть нужно очень аккуратно и не курить. Осы от дыма приходят в ярость.
На разъездах вдоль железной дороги сохранились старые водонапорные башни. Год постройки 1904-1905. И до сих пор они работают. Внутри практически все оборудование родное: бак, трубы, котел для подогрева воды зимой. У всех башен одна и та же высота бака относительно полотна железной дороги. Для создания одинакового давления на любом разъезде. Но из-за того что некоторые стоят на насыпи, сами башни ниже.
А сама вода подается из скважин
И даже кое-где сохранились колонки для заправки водой паровозов
Общество судостроит. механич. и машин. заводов г. Николаев
В степях тоже бывает лес… только не высокий. 2-2,5 метра в высоту. Это саксаул.
И своя степная фауна.
В домах часто живут ласточки. К людям относятся спокойно, как впрочем, и люди к ним.
Шестерым козлятам очень понравилось лазить под машиной и пробовать все на вкус: брызговики, кардан, тормозные шланги… Шланги?!! А ну-ка, кыш, кыш отсюда!
А этот, лохматый, постоянно ходил за нами и выпрашивал что-нибудь вкусненькое. Я про собаку.
Часто мы ночевали в поселках, там же где и работали, дабы не тратить топливо и время на дорогу. Спасибо добрым и отзывчивым людям вдоль всего нашего пути, которые делили с нами свой стол и дом. Нам удалось попробовать почти всю казахско-узбекскую кухню. Плов, лагман, манты, бешбармак и многое другое. Обычно ночевали в домах, но иногда и на улице. Вот так.
Учитывая тридцатиградусную жару ночью, это были прекрасные условия. Главное комаров не запустить под полог.
Все разнообразие дорог на нашем пути. От асфальта, до гравийки и просто колеи по степи. Пыли было много, она преследовала нас всю дорогу. Порой она стекала по машине как вода.
А на этом участке пришлось ехать по насыпи, оставшейся от железной дороги. Иногда под колеса попадались шпалы. Рельсы уже давно сняты, а семафор остался.
А вот в одном месте нам не повезло. Солончак был влажным и попытка пройти его с ходу ничего не дала. Обидно, что в 3-х метрах левее было сухо… Хотя, судя по следам, до меня уже как минимум две машины здесь застревали. Сработала привычка – «ну это ж грязь, я пройду!». Машина прочно сидела на брюхе. Прибывшая на помощь Нива начала тянуть и…оторвала себе бампер. Благо через знакомых вызвали трактор с ближайшего поля, а пока он ехал к нам, расчистили от земли заднюю часть машины: чтобы в результате вытянуть ее всю, а не по отдельности)) С пятой попытки степь нас отпустила.
Заходящее солнце всегда завораживает
Станция Арысь. Здесь сходятся три транспортных потока, три направления. Запад, юг и север. Вагоны распределяются на сортировочной горке. Говорят это самая большая в Казахстане – 105 путей!
Парковка возле гостиницы в Арысе. Сейчас пусто, но буквально через час все изменится. На первом этаже большой зал для торжеств. И естественно народу собирается много. Приезжают в основном из Шымкента, здесь дешевле выходит. До Шымкента от городка около 70 км. Как от Алматы до Капчагая.
В Арысе мы осели на две недели…
Продолжение следует!
Фото автора
Воот это поездочка! Буду с нетерпением ждать продолжения!
И я буду.
Воу! Вот это путь! Но автор прям с юмором написал
ну прям сюрприз. для меня. Денис мачи продолжение. Кстати перед нивой нас пытался вытянуть добрый человек на мазде.
Ваня, да я помню. Фотка даже есть. Но там же все хорошо обошлось)) Мазда не пострадала))) А про Ниву и Трактор только видео есть. Это твоя вина. Ты же снимал, я то в это время лопатой махал))