Увлекательное рядом,ЭкстриМало не покажется
Максим ЛЕВИТИН
Выше интереса к здоровью и к еде может быть только интерес к самой жизни. Оздоровительная, кулинарная и«выживальческая» темы последнее время бьют все рейтинги на ТВ и одновременно набирают обороты экзотические разновидности сервайвал-туризма. Дабы не отстать от века, придётся и нам «задрав штаны бежать за комсомолом». А что ещё прикажете делать в такой ситуации?Особо не заморачиваясь, мы просто смешали в одном стакане Грилса, Макаревича и Малышеву и создали свой фирменный коктейль.Поперчим егоэкстримом, подсолим национальным колоритом, приправим кисло-сладким соусом псевдонаучных сентенций и продадим кому-нибудь! Ну не удастся продать, так сами будем на старости лет смотреть своё замечательное кулинарно-оздоровительное выживание с элементами охоты и рыбалки и вспоминать: «Эх! Были времена!». Назвать своё детище мы решили «Outdoor Kazakhstan»! Это потому, что, во-первых, живём в Казахстане, а во-вторых, чтобы расширить диапазон тем. В русском языке такого универсального термина как outdoor не нашлось. Он объединяет любую активность на природе: от охоты до выживания, включая ЗОЖ, пикники на природе и прочие виды экстремального спорта.
Я отважился на эту авантюру в расчёте на то, что опыт выживания на тощих нивах нашего охотничьего хозяйства повысил мою живучесть настолько, что теперь я могу соревноваться в выживании хоть с кошками, не то что с каким-то Брилом-Грилом. Если бы он сумел выжить в нашем охотничьем хозяйстве, тогда бы я, устыдившись своего ничтожества, посыпал бы голову пеплом!
Умные люди мне не раз говорили, что передачи такого рода снимаются в павильоне или в ближайшем саду за дачей, но меня такой способ съемок не устроил по причине отсутствия павильона, сада и дачи. Мне, как начинающему выживальщику, пришлось ехать выживать в дебри Алтайской тайги, в охотничье хозяйство «Чёрная Уба».
Директор хозяйства, Евгений Сидельников на артилерийском тягаче доставил меня со всем бутором в верховья таёжной реки, затерянной среди очаровательной глуши на границе Казахстана и России. Оставшееся от выживальщиков минувших эпох, зимовье с коптилкой, нарами и жестяной печкой, стилистически выдержанное в духе золотой лихорадки времен Брета Гарта, надёжно спряталось от цивилизации в густой кедровой тайге под самой вершиной хребта. Вот это то, что надо! Если бы только мог, навсегда бы здесь остался! Может быть здесь ночевал казачий сын Лаврушка Феденев, получивший от матушки-государыни первый офицерский чин унтер-шихтмейстера за удачно проведённую рекогносцеровку страны вольных каменщиков. «Каменщиками» тогда называли не масонов, а староверов и беглых крестьян, скрывавшихся в дикокаменных горах от церковной реформы и заводской повинности. Екатерина даровала каменщикам амнистию и уровняла их в правах с малыми ясачными народами. Вместо заводской повинности они должны были платить подоходный налог: отдавать в казну каждую десятую шкурку и каждый десятый грамм золота.
Некогда, в туристской молодости мне случалось всё необходимое для многодневного выживания укладывать в столитровый рюкзак «Ермак», а сейчас все ништяки, которыми успела наводнить наш туристический рынок буржуйская outdoor индустрия, едва поместились в кузов среднего артилерийского тягача. Вот далеко не полный список шмурдяка: палатка, спальник, горелка, баллончики, одежда, ботинки, сапоги, тапочки, удочки, ружье, топор, генератор, канистра с бензином, большая видеокамера, маленькая видеокамера, экшн видеокамера, стедикам, дрон, три фотокамеры, четыре обьектива, три штатива, слайдер, солнечная зарядка, ноутбук, айпад, накопительные диски, бинколь, подзорная труба, набор продуктов (позже о нём расскажу подробнее), большой герметичный ящик для аппаратуры и прочая необходимая каждому выживальщику мелочь. В чём заключается разница между социалистическим выживанием и капиталистическим выживанием, я в полной мере оценил, когда попытался затащить все эти сокровища на вершину белка.
Задача осложнялась тем, что днём там было достаточно жарко, чтобы обливаться потом в майке, а ночью достаточно холодно, чтобы стучать зубами в зимнем пуховике. На случай дождя, под рукой должен быть ещё водонепроницаемый костюм и резиновые сапоги. Так что одним комплектом одежды тут не отделаешься.
К карьере выживальщика-каменщика я начал готовиться давно. Ещё в раннем детстве перечитал всего Фенимора Купера. В зрелые годы осталось только посмотреть фильм «Выживший», и, в общем и целом, теоретическую подготовку можно было считать законченной. Да, ещё забыл фильм Джона Кракауэра про чудака, который где-то на Аляске в брошенном автобусе умер от голода. Вероятно фильм должен был меня растрогать или донести какую-то глубокую философскую мысль, но донес он только чувство, что перед тем, как что-то начинаешь, желательно получить в этой области хотя бы какие-то минимальные профессиональные навыки. Парень глупо погиб там, где без проблем выжил бы любой пацан из соседнего индейского посёлка. Перспектива повторить печальную судьбу героя картины меня категорически не устраивала, потому что по условиям проекта я ещё должен был всё-таки вернуться и продать материал.
Классики жанра утверждают, что материал проще продать, если почаще говорить в камеру про таинственные древние потоки энергии, которые должна разбудить жизнь на природе. Для тех, кто не верит в энергии, их можно заменить инстинктами. Я был не совсем уверен, что мне удастся что-то там разбудить, но на всякий случай заготовил несколько фраз из передачи Анны Чапмен.
По замыслу сюжет каждого выпуска нашего шоу должен строиться по классической голливудской схеме. Зрители любят, когда наивный ботан прямо с пролежанного перед телевизором дивана попадает в «гребанную мясорубку», переносит невероятные испытания, чудом выживает и к концу фильма превращается в крутого Индиану Джонса. Во всех учебниках по драматургии об этом написано.
На самом деле леденящие кровь приключения началась уже на ранних стадиях экспедиции: на дороге гаишник за пустяк «наказал» меня аж на 40 тысяч тенге, тем самым он чуть было раньше времени не разбудил все мои дремавшие энергии. Если бы я не торопился на встречу с директором охотхозяйства, я бы ему показал, что такое настоящая энергетика! Уже в горах, на крутом подъеме на перевал, у тягача соскочила гусеница. Я думал, что поломку такого рода можно устранить только в Сколково, и уже представил, как я буду полсотни километров под дождем тащить свои тяжеленные ништяки назад к машине, но к моему неописуемому удивлению, «танкист» с помощью кувалды, мастерски диверсифицированного мата и прочих высоких технологий за полчаса нарастил недостающие звенья и «обул» вездеход. Подорванная гаишником вера в наш народ возродилась! Не все ещё потеряно, раз остались такие люди! Я на самом деле офигел от такого профессионализма, и по сравнению с местными, почувствал себя несчастным, неприспособленным к жизни ботаном, по ошибке созданным природой только для того, чтобы умереть в тайге от голода! Третьим сюрпризом оказался вселенский дождь; я не представлял до этого, как приятно выживать в тайге, когда десять суток подряд, не останавливаясь ни на секунду, идет проливной дождь и сыростью пропиталось буквально все, начиная с трусов и кончая продуктами.
Ну и наконец, оказалось, что кроме знания основ драматургии, автор передачи о выживании должен еще обладать отточенным до совершенства чувством юмора, чтобы по достоинству оценить комический бюджет экспедиции. С чувством юмора у меня было более менее, поэтому в целях оптимизации доходной части проекта я решил выживать в три этапа, о каждом из которых сложить отдельную теле-сагу и получить вместо одного гонорара целых три. Если у меня это получится, значит я финансовый гений и смогу окупить половину своих накладных расходов на экспедицию.
Сценарный план был таков: до открытия сезона охоты я должен десять суток просидеть на диете первобытного собирателя, пользуясь исключительно корешками, грибами и ягодами. Потом я должен добывать себе пропитание исключительно рыбной ловлей и охотой. На третьим этапе должен питаться исключительно чем попало, но при этом побольше говорить о духовных метаморфозах на лоне природы.
В перерывах я ещё должен и голодать сутки, двое и трое суток соответственно. Чтобы придать передаче строгий научный вид, до и после экспедиции я должен был за собственный счёт пройти медицинское обследование, определить содержание сахара, холестерина, гормонов и прочей биохимии.
В эпоху разделения труда одни что-то делают, а другие дают указания, как правильно это нужно делать, и как они сами бы это сделали, если бы могли и хотели. Знающие люди посоветовали мне в результате эксперимента не только духовно преобразиться, но еще и физически омолодиться. Из техник омоложения я был знаком лишь с печальным опытом царя из сказки «Конёк-Горбунок», когда тот боролся с одряхлением методом купания в котле с кипящим молоком. Омолаживаться мне нужно было потому, что передачи про омоложение пользуются высоким рейтингом среди стареющих зрителей, которые сейчас составляют основу теле-аудитории. Для меня, как для молодого специалиста в области ТВ-выживания, мнение экспертов закон, поэтому, если нужно омолаживаться, будем омолаживаться.
— Не расстанусь с комсомолом — буду вечно молодым!
Чтобы передача получилась не только развлекательная, но и познавательная, мне посоветовали придерживаться строгого научно-популярного формата, выдержанного в стиле фильмов ВВС: в начале фильма ставится какой-то вопрос, а в финале на него даётся внятный ответ. Всё должно быть серьёзно, в том числе и комментарии дипломированных экспертов! На моё возражение, что стиль Би-Би-Си соответственно требует и бюджета Би-Би-Си, мне ответили, что те, кто достоин бюджета Би-Би-Си, давно уже там и работают. А у нас пока, как в анекдоте про горничную и дворника. Ну, в том смысле, что за неимением Брила Грилса, сойдёт и дворник, то бишь я!
Поскольку работать на Би-Би- Си меня действительно никто не звал, пришлось соглашаться на роль дворника, а на роль дипломированного эксперта пришлось пригласить охотника-промысловика Витька. У него на самом деле был диплом пушно-мехового техникума, но он его потерял в годы брежневского застоя.
Ну если уж говорить, положа руку на сердце, то я просто решил немного монетизировать свою давнюю мечту пожить в осенней тайге, всласть половить хариусов, поохотиться на рябчиков и от души полакомиться лесными ягодами и кедровыми орехами. Но – это между нами! Кроме читателей журнала «Ветер Странствий» об этом не должна узнать ни одна живая душа на всем белом свете! Для простых смертных я сейчас как Брил Грилс, нахожусь на грани голодной смерти во славу отечественного телезрителя и испытываю самые ужасные лишения, связанные с изучением скрытых возможнойстей человека!
… Ибо сказано, что такой научно-познавательный подход интересен определяющему сегменту телевизионного рынка – то есть пожилым телезрителям. Кстати, пользуясь случаем, я хочу передать привет всем пожилым телезрителям и особенно телезрительницам!
— О телезритель! Идущие на смерть, приветствуют тебя!
И ещё был мне был голос не то из космоса, не то ещё откуда, который приказал раскрыть изнутри выживальческую кухню не только с «приключенческой» стороны, но и с медицинской, особенно с диетологической. Я должен буду не только искать подножный корм в тайге, но ещё научно соотносить его калорийность с интенсивностью физических нагрузок. Кроме того, эксперты дали настойчивые указания: полученное блюдо приправить гомеопатической порцией тонких психологических самонаблюдений: как выживальщик настраивает себя на тот эмоциональный лад, который позволяет ему добровольно взваливать на себя всю эту хрень и довольно долго мириться с условиями, на которые никакой нормальный человек никак бы не согласился.
Если пользоваться классическим определением Фрейда, сервайвал-туризм находится «по ту сторону удовольствия». Те граждане, что не умеют ловить кайф от преодоления искусственных трудностей, скорее всего скажут: «Это не моё!»
Я для себя разделил выживальщиков на три условных категории:
Если не учитывать пастухов и промысловиков, то выживание на природе можно назвать частной дисциплиной более общего предмета называемого ЗОЖ (здоровый образ жизни). В последнее время ЗОЖ приобретает все черты зарождающейся религии.
Для естественных выживальщиков, выживание в экстремальных природных и социальных условиях – это единственный доступный им образ жизни, от которого они, как правило, с удовольствием отказываются при первой возможности устроить свою жизнь с большим комфортом. Те, кто постоянно живёт на природе, конечно, адаптируются к условиям окружающей среды и имеют больше шансов там выжить, чем изнеженные горожане, но миф о том, что все местные поголовно настолько круты, что могут дать фору любым городским спортсменам – это конечно, преувеличение. Ни один каменщик не сможет подняться без специальной подготовки на восьмитысячник, ни один пастух не сможет совершить горный треккинг пятой категории сложности, ни один промысловик, как бы хорошо он не стрелял, не сможет сравниться с профессиональным снайпером, если сам, конечно, не станет снайпером, пройдя курс специальной подготовки.
Естественные выживальщики без сомнения имеют собственный взгляд на эстетическую сторону своей жизни на природе, но их эстетика восприятия природы существенно отличается от той, что привлекает городских романтиков. Они тоже чувствуют поэтическую музыку в звуках природы, но только в том случае, когда она даёт им что-то материальное, реально полезное для выживания: мясо, рыбу, орехи, ягоды. Они хотят быть участниками природных процессов, а не наблюдателями.
Экологический туризм в таком виде, в каком его принимают городские туристы, без ощутимого материального результата в виде полезных даров природы, сельского жителя скорее всего оставит равнодушным. Их гастрономические предпочтения также существенно отличаются от вкусов городских туристов, они могут месяцами питаться мясом и пережаренными на подсолнечном масле макаронами, а у горожане считают такую еду вредной. Большинство местных выживальщиков курят и не откажутся от выпивки.
Выживальщикам-спортсменам их амбиции, азарт, а иногда и крупный финансовый интерес, позволяют достигать такой степени эмоциональной мобилизации, что они способны достаточно долго прожить на оверадреналине, не испытывая чувства лени, стремления к обжорству, курению и употреблению алкоголя. Словом, без особых волевых усилий избегают естественного для большинства людей желания получать максимальное удовольствие, затрачивая при этом минимальное количество энергии. Но очень часто бывает, что как только спортивная мотивация исчезает, бывшие спортсмены бросаются во все тяжкие, пытаются наверстать упущенное. И быстро-таки догоняют и обгоняют простых смертных.
Остаются духовные выживальщики-аскеты, добровольно подвергающие себя самоограничениям и физическим испытаниям с целью нравственного совершенствования. На этом построены почти все эзотерические и религиозные практики. Их мотивация обещает в будущем духовные наслаждения более высокого уровня, чем простые земные удовольствия, и неважно, что эти ожидания существуют только в их воображении, важно, что они возбуждают их психику, помогая избавиться от многих бед, от которых страдает современное общество. На протяжении веков многие миллионы людей были уверены, что методом специальных тренировок, особого питания и измененного состояния сознания можно разбудить скрытые силы организма. Кстати староверы-каменщики и есть яркий пример людей этого склада.
Тем, кто не способен никакими практиками и ухищрениями заставить свою эндокринную систему синтезировать серотонин и другие гормоны удовольствия, приходится пользоваться внешними суррогатами: вкусной, но вредной пищей, алкоголем, наркотиками и табаком, за что потом приходится расплачиваться всякими болячками. И таких, увы, большинство.
Миллионы лет эволюция приспосабливала наши кости и наши мускулы к ежедневной двигательной активности, а нашу нервную и эндокринную системы к постоянной борьбе за существование в условиях смертельного риска. В комфортных условиях городской цивилизации жили всего лишь несколько поколений наших предков – это мизер по сравнению с длинной историей эволюции нашего вида – за это время наша природа не успела существенно измениться. Все мы испытываем и психическую и физиологическую потребность в жизни, полной движения, опасностей и приключений. Но поскольку не можем удовлетворить эту потребность в реальности, прибегаем к суррогатам: фильмам, книгам, а теперь ещё и компьютерным играм. Как эта смещенная в виртуальную область активность скажется на физическом и психическом здоровье нашего вида, пока ещё рано говорить, но многие учёные уже сейчас бьют тревогу.
Как правило, в молодости, когда наш организм без труда справляется с варварским к нему отношением, мы издеваемся над ним, не задумываясь о последствиях, а к здоровому образу жизни обращаемся в пожилом возрасте, когда уже «поздно пить боржоми». Новая религия – ЗОЖ особенно интенсивно рекрутирует своих адептов среди пожилых горожан развитых стран – не надеясь больше на небеса, они хотят в этом мире жить не только долго, но и полноценно.
За последние сто лет научно-технический и социальный прогресс, диетология, медицина и гигиена увеличили активную продолжительность жизни почти на 20 лет, но многие поклонники ЗОЖ уверены, что это далеко не предел. Мафусаилов век они буквально воспринимают как утраченную реальность прошлого, которую можно возродить с помощью тайных знаний. Над проблемой долголетия бьются лучшие учёные, но боюсь, что наш геном не относится к числу их союзников. Природа не разделяет нашего уважения к старикам. Не знаю, каким образом Ной, Офет и прочие библейские персонажи умудрялись дотягивать до 800 -900 лет, но данные палеоантропологии неопровержимо свидетельствуют о том, что среди наших доисторических предков лишь отдельные патриархи доживали до почтенного 30 летнего возраста.
Мы миллионы лет эволюционировали точно так же, как и все прочие животные – до репродуктивного возраста доживали самые здоровые, сильные и ловкие. Но, прикол эволюции в том, что после того, как человек оставлял потомство и помогал своим детёнышам встать на ноги, он выпадал из процесса естественный отбора. Что случится с ним после того, как он передаст потомкам свои драгоценные гены, было его личным, никого не колышащим горем. Напротив, интересы выживания популяции требовали от вышедших из репродуктивного возраста индивидов поскорее покинуть этот бренный мир, чтобы оставить побольше пищевых ресурсов будущим поколениям.
Последние генетические исследования показали, что в генах закодирована не просто склонность к тем или иным болезням, но склонность к болезням, дифференцированным по возрасту. Естественный отбор удалял из популяции гены, содержащие предрасположенность к летальным заболеваниям в молодом возрасте – носители этих генов просто не доживали до репродуктивного возраста. А в старости болейте себе на здоровье – эволюции от этого не жарко и не холодно, вы уже вычеркнуты из процесса естественного отбора!
Поэтому, тем, кто признает эволюционную теорию, не стоит искать гены Мафусаила где-то в тайных глубинах своего сознания или в спиралях ДНК. Увеличение продолжительности жизни и возрастающая физическая активность пожилых людей – это достижения не эволюции, а современной медицины, гигиены и системы пенсионных фондов. Поэтому пожилым людям нечего ждать милости от природы, нам самим нужно подумать о своём будущем. Причем лучше начинать это делать ещё в молодости.
Похоже, я немного удалился от темы своего путешествия, но поскольку я обязан придать истории хоть сколько-нибудь научно-познавательный вид, я решил сразу выложить все «умности», а потом спокойно перейти к «глупостям».
Итак, снова перечислю задачи нашего выживальческого тура:
Поскольку я ясно понимаю, что все поставленные задачи в одиночку решить невозможно, именно поэтому я и попытаюсь это сделать. Потому как, неважно, какие цели мы перед собой ставим, важно как мы их добиваемся. Результат ничто – процесс всё Даже если передача не получится, тем не менее, это путешествие навсегда останется в моей памяти, как одно из самых запоминающихся.
Продолжение следует завтра…
Восточный Казахстан, выживание в дикой природе, Чёрная Уба, экологический туризм
Комментарии читателей статьи "ВЫЖИВАНИЕ НА БЕЗЫМЯННОМ ПЛАТО. ЧАСТЬ 1"